Рамазанова-Стёпкина Е.А. Директор Международной школы
Технического законодательства и
управления качеством.
Председатель профильной комиссии
по вопросам технического регулирования
и конкурентоспособности Украинского
национального комитета Международной
торговой палаты
«Вы не можете изменить того, что вы не измеряете»
(Майкл Херри)
Более чем четырнадцатилетний марафон процесса вступления Украины в Мировую организацию торговли пришел к логическому завершению – страна получила входной билет в ВТО.
Членство Украины в ВТО должно укрепить торговые отношения государства и его статус во взаимоотношениях со странами – торговыми партнерами, уменьшить тарифные и нетарифные ограничения для украинских товаров на мировом рынке; улучшить структуру украинского экспорта в пользу высокотехнологичной продукции и продукции с высокой степенью обработки; получить режим наибольшего содействия в торговле; обеспечить справедливое решение споров, защиту интересов национальных товаропроизводителей на мировых рынках.
Но готово ли к этому Ваше предприятие? Избыточность и противоречивость правовых и нормативных технических документов порой ставят производителя в тупик, углубляют противоречия между бизнесом и властью. Чтобы оставаться законопослушным и сохранить прибыль, органично «вписаться» в новые условия, на которые ориентируется Украина со вступлением в ВТО – производитель должен суметь принять решение и определиться на рынке товаров и услуг.
Украинский внутренний рынок неблагоустроен. Он не защищен от недоброкачественной продукции, на рынке присутствует контрафактная, фальсифицированная и откровенно опасная продукция. Система технического регулирования и потребительской политики является одним из действенных инструментов борьбы с теневой экономикой. Это касается сертификации, государственного надзора за производством, в том числе метрологического, и надзора за сферой торговли.
Призывы немедленной отмены обязательной сертификации или отмены системы национальных стандартов – обеспечивают в Украине комфортный климат, как для иностранных производителей, так и для довольно мощного внутреннего лобби, которое представляет интересы импортеров и транснациональных корпораций. С другой стороны, вступивший в силу 26 декабря 2007 года Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» практически парализовал работу по государственному контролю: органы государственного контроля не могут проводить лабораторные испытания продукции, которая подлежит проверке (ст. 16, п.1 Закона), поскольку в бюджете на 2008 год средств на это не предусмотрено.
Очевидно, что с отменой сертификации пищевых продуктов упрощается в одностороннем порядке доступ в Украину продукции стран-членов ВТО. С другой стороны, с отменой сертификации пищевых продуктов, неподготовленный отечественный товаропроизводитель вынужден будет проводить оценку соответствия и сертифицировать свою продукцию за границей, оставляя там свои средства и содействуя созданию за границей дополнительных рабочих мест, т.е. для экспорта собственной продукции необходимо будет сертифицировать продукцию отдельно в каждой стране.
Таким образом, Украина сознательно повышает требования Соглашения ТБТ и устанавливает для отечественных товаропроизводителей более жесткие условия, которая не позволяет себе ни одна страна мира.
Следует отметить, что Соглашением ТБТ Уругвайского раунда 1994г. признается, что никакой стране не должны быть запрещены мероприятия, необходимые для защиты ее важных интересов безопасности. В частности, международными стандартами Комиссии “Кодекс Алиментариус”, регламентировано применения систем проверки и сертификации пищевых продуктов при импорте и экспорте для обеспечения соответствия пищевых продуктов и систем их производства требованиям, которые обеспечивают защиту потребителей от рисков, которые возникают как от самых пищевых продуктов, так и от недобросовестной практики их сбыта. Этим правом пользуются страны – члены ВТО, в которых существуют перечни продукции, которая подлежит обязательной сертификации. В свою очередь страны СНГ не отказываются от защиты своего рынка путем обязательной сертификации пищевой продукции. Так, например, Российская Федерация, которая является важнейшим партнером Украины во внешнеторговых отношениях, имеет перечень пищевых продуктов, которые подлежат обязательной сертификации, значительно более широкий, чем Украина.
Создаваемая ситуация опасна, как для отечественных потребителей, так и для отечественных производителей.
Решение лежит на поверхности:
- Доработать Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в части рыночного надзора за соблюдением требований относительно безопасности продукции, в соответствие с директивами Европейского Союза 2001/95/ЕС об общей безопасности продукции, и 85/374/ЕЭС относительно соответствия законов, положений и административных постановлений стран-членов относительно ответственности за дефектную продукцию;
- Внедрить положения “Регламента Европейского Парламента и Совета 178/2002ЕС от 28 января 2002 года “Об установлении общих принципов и требований законодательства относительно пищевых продуктов, создание Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и установление процедур в области безопасности пищевых продуктов” и Регламента (ЕС) № 882/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года “О проведении официального контроля с целью обеспечения проверок соблюдения закона о продуктах питания и фуража и правил, которые касаются здоровья и благополучия животных” посредством принятия разработанных соответствующих технических регламентов;
- Завершить внедрение положений, стандартов Комиссии “Кодекс Алиментариус”, применение которых предусмотрено Законом Украины “О безопасности и качестве пищевых продуктов”;
- Предприятиям Украины внедрить системы обеспечения безопасности пищевой продукции согласно требованиям стандартов ISО 22000, что обеспечивает конкурентоспособность отечественных производителей, как в условиях открытого рынка, так и относительно экспорта пищевой продукции;
- Аккредитовать испытательные лаборатории ведущих производителей на подтверждение технической и профессиональной компетентности в соответствие с ISO/IEC 17025:2005 в органах аккредитации – членах ЕА (Европейской ассоциации органов аккредитации);
- На базе аккредитованных испытательных лабораторий создать испытательные центры – координаторы межлабораторных сличений для подтверждения достоверности результатов испытаний отечественных аккредитованных лабораторий в процедуре оценки соответствия продукции.
Таким образом, замена действующей системы защиты потребительского рынка, которая включает механизм обязательной сертификации, возможна только при условии создания эффективного контроля качества и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с европейской/международной моделью, как это сделано в развитых странах мира. Без проведения соответствующих шагов в сфере оценки соответствия и контроля пищевой продукции, создадутся условия для ввоза контрафактной продукции по демпинговым ценам, в результате чего отечественные товаропроизводители не смогут конкурировать на потребительском рынке с такой продукцией.
Поэтому в переходной период задача производителей продукции, как можно быстрее, перестроить свою систему менеджмента в соответствие с европейскими/международными требованиями с целью защитить и продвинуть свою продукцию на рынке. А это, прежде всего, внедрение и сертификация системы обеспечения безопасности пищевой продукции согласно требованиям стандартов ISО 22000, внедрение системы качества и подтверждения технической компетентности испытательной лаборатории в соответствие с требованиями стандарта ISO/IEC17025 с последующей аккредитацией, участие в раундах межлабораторных сличений, результаты которых станут доказательной базой достоверности результатов испытаний в процедуре оценки соответствия продукции.
Статья написана на основе материалов:
- Международной конференции «Система технического регулирования: реформирование с целью развития», организованной Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики совместно с Проектом « Бизнес-Среда и развитие предпринимательства в Украине» Международной финансовой корпорации при поддержке Мирового банка.
- Протокол о вступлении Украины в ВТО
- Отчет Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО, изложенный в документе WT/ACC/UKR/152, от 25 января 2008 года
- Национальная система технического регулирования в условиях членства Украины в Мировой организации торговли. Материалы Госпотребстандарта Украины.